Полоролевое воспитание – это подготовка к взрослой жизни здоровых юношей и девушек, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами.
Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения одна из самых сложных и противоречивых, от её решения во многом зависит психологическое и социальное здоровье общества. В нашем социально-реабилитационном центре «Солнышко» мы никогда не позволяем себе забыть о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.
Тема полоролевого воспитания с нашими воспитанниками широко раскрывается при групповых и личных беседах с психологами, воспитателями и медицинскими работниками нашего центра «Солнышко».
Подростковый период делится на два этапа: младший подросток (школьники 5-6 классов) и старший подросток (школьники 7-9 классов). Этот возраст не случайно называют вторым рождением: человек переходит из детства во взрослую жизнь. Но переход к взрослости не происходит спокойно. Он связан с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Детство заканчивается, но ещё многие его черты остаются в поведении подростка. Специалисты нашего центра «Солнышко» помогают подросткам пройти этот сложный этап в их жизни.
В этот период начинаются серьёзные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости, то есть готовности организма стать взрослым. За всю жизнь человек не растёт так бурно, как в этот период. Одна из черт этого возраста – резкая смена настроений. Только что подросток был весел, улыбался, шутил и вдруг насупился, на вопросы не отвечает, притих. В это время он может сказать какую-нибудь грубость или ответить невежливо. Всё это определяется состоянием нервной системы. Другая особенность подросткового возраста быстрая утомляемость, усталость. Подросток – человек противоречивый, любит поспорить и поупрямиться. Это тот возраст, когда работа по полоролевому воспитанию становится значительной. Это взаимоотношения между мальчиками и девочками, отношения с взрослыми, конфликтные ситуации, которые создаются в этом возрасте с учителями, воспитателями, родителями, сверстниками, отношение к моде, косметике, приобретению будущей профессии.
Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение задач, в числе которых:
– формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;
– создание целостного позитивного «Образа Я»;
– дополнение и обогащение представлений наших воспитанников о тех ролях, которые в обществе выполняют мальчики и девочки;
– обогащение и дополнение способов полоролевого поведения и взаимодействия;
– воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желания соответствовать эталону мужественности;
– формирование эмоционально – положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола.
Для формирования более конкретного и разностороннего представления об образе мужчины и женщины, повышения уровня развития полоролевого поведения в социуме, в нашем центре «Солнышко» проводится комплекс занятий, бесед, моделирования ситуаций, чтение художественных произведений. Работа проводится не только по плану, она проводиться повседневно, как групповая, так и индивидуальная, с привлечением специалистов нашего центра.
Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в социуме, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, физическое, психическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, личные успехи. Специалисты Центра «Солнышко» ведут активную работу для достижения этой цели.
Е.И. Иванова, воспитатель
СОГБУ ДЦ СПСиД «Солнышко»