В   детском саду «Чебурашка» г. Десногорска с 2009 года функционирует группа компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов. В соответствии с СанПиНом предельная наполняемость группы компенсирующей направленности составляет 10 человек.

Что такое группа компенсирующей направленности? Это значит, что именно здесь созданы особые условия, которые необходимы для преодоления определенных, специфических проблем развития ребенка, проблем, которые не позволяют ему активно осваивать окружающий мир. Как показывает практика, при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специализированных групп детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена. 

И педагоги д/с «Чебурашка» прикладывают немало для этого сил и знаний, проводя с детишками специальные коррекционно-развивающие занятия.

Работа коллектива детского сада направлена на реализацию образовательной и адаптированных программ с применением здоровьесберегающих технологий.  Педагогическое и коррекционно-развивающее сопровождение обеспечивают воспитатели совместно с командой специалистов (учитель-дефектолог, педагог-психолог,   инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

15 октября состоялось интервьюирование с заведующей д/с «Чебурашка» Натальей Викторовной Восаревой и педагогами: Юлией Рафаильевной Махаевой, дефектологом, и Мариной Александровной Кочуро, психологом.

– Наталья Викторовна, в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда» в этом году на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования были предоставлены субсидии. На что они были направлены?

– В рамках реализации мероприятия «Предоставление субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов на создание в образовательных организациях условий для получения детьми- инвалидами качественного образования» подпрограммы «Доступная среда» в этом году нашему детского саду были предоставлены субсидии, которые направлены на создание архитектурной доступности и на оснащение ее специальным оборудованием.

Были установлены пандус с антискользящим покрытием и двусторонними поручнями, крылечная площадка. Для более удобного перемещения детей-инвалидов расширен тамбур, полы, которые покрыты специальным материалом, не допускающим скольжения. В групповых комнатах расширены дверные проемы, заменено напольное покрытие с целью устранения перепада высот.

Расширена входная калитка, частично оборудованы пешеходные дорожки. На территории и здании установлены таблички Брайля (прим. ред.: информация нанесена на таблички с помощью рельефно-точечного шрифта. Таблички выглядят эстетично и передают информацию не только людям с ослабленным зрением, но и зрячим).

Также приобретено специальное реабилитационное оборудование для реализации адаптированных образовательных программ: сухой бассейн, тактильная дорожка, детский спортивный комплекс, тренажер, массажные наборы для развития мелкой моторики рук, конструкторы.

 – Наталья Викторовна, расскажите о работе в группе компенсирующей направленности?

 – Более подробно о работе в группе компенсирующей направленности расскажут специалисты: учитель-дефектолог Юлия Рафаильевна, и педагог-психолог Марина Александровна.

Юлия Рафаильевна Махаева:

– На базе нашего детского сада в 2009 году была открыта единственная в нашем городе группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которая была создана в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, по адаптированной образовательной программе дошкольного образования с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Зачисление детей в группу компенсирующей направленности осуществляется руководителем учреждения по заключению ПМПК и с согласия родителей на основании их заявления.

Организация коррекционно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ регламентируется учебным планом, расписанием непосредственно образовательной деятельности (прим. ред.: ОВЗ – особые возможности здоровья)

Основной организационной формой работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ являются групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

Основная задача в работе с детьми с нарушениями в развитии – это повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Помочь ребенку на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться к следующей ступени обучения. Максимальная наполняемость – 10 человек. Группа смешанная – дети отличаются по возрасту, диагнозу и уровню развития (физического, речевого, эмоционального, интеллектуального). Благодаря такому принципу комплектования, в наших группах «слабым» ребятам есть на кого равняться, а «сильным» – о ком заботиться. И это не просто слова. Наши ребята очень дружные, старательные и ответственные. Жизнь ребят в группе компенсирующей направленности нашего детского сада неспешна и увлекательна.

 – Юлия Рафаильевна, понятно, что родители таких деток волнуются, переживают.

– А родители со спокойной душой оставляют своих деток нам на целый день. Ведь они знают, что у нас созданы все условия для всестороннего развития каждого ребенка.

 Марина Александровна Кочуро:

– Целью моей работы, как психолога, является сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях детского сада, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

– Марина Александровна, Ваша работа из каких направлений состоит?

– В группе компенсирующей направленности моя работа состоит из нескольких направлений:

Первое  – это диагностическое направление: познавательная сфера, волевая сфера, эмоционально-личностная, коммуникативная.

Второе  – это коррекционно-развивающее направление.

Развивающая работа проводится в индивидуальной форме 1 раз в неделю. В коррекционно-развивающей работе я использую такие методы как игровая терапия, песочная терапия, сказкотерапия, психогимнастика, игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности, упражнения для развития познавательных процессов.

Третье  – это консультативное направление. Мною проводятся консультации воспитателей, родителей на разные темы и по разным вопросам.

В завершение интервьюирования была проведена экскурсия, на которой можно было воочию убедиться, что конкретно было приобретено, установлено и уже используется.

Ирина Филиппова.

от desna