Мы приехали в гости к поэтам Б.Пастернаку и К.Чуковскому в поселок писателей Переделкино в субботу, 19 февраля. Уехав рано утром, вернувшись поздним вечером, участники поездки не чувствовали усталости. Было чуточку грустно, что уже находимся не в Переделкине, и что снова побывать там удастся не скоро, а может быть и не удастся совсем. А хочется, очень хочется. В Переделкине мы провели в общей сложности 5 часов. Цель нашей поездки – посещение дома-музея Бориса Леонидовича Пастернака и Корнея Ивановича Чуковского.
Перед рассказом о посещении музеев познакомим читателей с живописным уголком Подмосковья, ныне известном как Переделкино и привычно ассоциирующимся с писателями. Именно в 1933 году Горький предложил Сталину организовать место отдыха для писателей, где они могли бы проводить время на природе на собственных дачах. По легенде, Сталин, подписывая постановление о строительстве поселка, подметил его литературную направленность и пошутил: “Лучше бы было не Переделкино, а Перепискино”. К осени 1935 года в Переделкино стали въезжать первые обитатели. Все дачи принадлежали Литфонду и закреплялись за писателями пожизненно. Основная часть поселка расположилась на шести улицах: проезде Вишневского, улице Павленко, улице Тургенева, улице Погодина, улице Серафимовича и улице Горького. В городке построили Дом творчества, и вскоре из дачного места поселок превратился в негласную столицу культурной жизни СССР. В разные годы здесь жили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Анатолий Рыбаков и многие другие.
Миновав мост через реку Сетунь, и двигаясь по переделкинскому «проспекту», улице Погодина, наш автобус остановился у перекрёстка улиц Серафимовича и Павленко. Мы увидели указатель «Дом – музей Бориса Пастернака» и начало экспедиции было положено! Поездки по местам классиков отечественной литературы не случайно называются экспедициями. Путешествуя, мы стараемся окунуться в атмосферу жизни и творчества поэтов, открыть новые грани их личности. Одним словом, узнать, запомнить, сохранить в памяти и душе как можно больше знаний, впечатлений, открытий. Хорошо, когда при посещении музея происходит «погружение в материал», а это возможно при предварительном ознакомлении с творчеством писателя. В этот раз нам, участникам поездки повезло. Литературный вечер «Души начинают видеть», который стал презентацией проекта «Экспедиции по литературным местам», познакомил нас с творчеством поэтов. Дания Макарова, художественный руководитель проекта, и её воспитанники, ребята из театрального коллектива «Гномик», не только обогатили нас знаниями о биографии и творчестве поэтов, но и ввели в мир поэзии, раскрыли наши души. И уже на следующий день, в Переделкине, стоя на крыльце музея Б.Л. Пастернака, ребята хором читали стихотворения поэта:
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет…
И снег шёл, и звучали слаженные голоса, и останавливались случайные прохожие послушать стихотворение. А за окном с геранями сотрудники и экскурсоводы музея слушали, удивлялись и одновременно радовались тому, что звучат из уст детей стихи Пастернака. Борис Пастернак поселился в Переделкине в 1936 году и жил здесь до самой смерти. Дача в Переделкине обрела статус музея только в 1990 году – через тридцать лет после смерти поэта, в столетие его рождения. Проходя по комнатам двухэтажного домика, напоминающего корабль, можно легко представить Бориса Леонидовича за работой, которой он всегда уделял много времени. Обстановка дома осталась такой же, какой была при жизни Пастернака. Письменный стол, лампа, книжная полка…. В доме сохранены вещи, книги, висят картины его отца — замечательного художника Л. О. Пастернака. Первое, что бросается в глаза, это простота убранства комнат, хотя достаток в семье Пастернака был, несмотря на многочисленные траты. Мы видим аскетизм, который выражается во всем: очень простая мебель, очень много пространства, большие окна. Пастернак любил пространство, любил, чтобы ничто не отвлекало его от работы, он говорил: «У поэта должен быть только стул, стол, кровать, всё остальное – воображение». Главная экспозиция музея — кабинет Пастернака на втором этаже, с верандой. В кабинете мало мебели, но каждая вещь сыграла свою роль, она не мешала поэту творить. Находясь здесь, начинаешь чувствовать дух творчества, тайну кабинета.
Борис Пастернак любил заниматься дачными заботами, прямо перед домом были разбиты грядки, за которыми он ухаживал. Среди экспонатов музея есть его сапоги, в которых он занимался земельными работами и ходил по посёлку. Экскурсовод обратила наше внимание на то, что подошва правого сапога имеет утолщение, и это присуще всей обуви, которую носил поэт и этому есть объяснение. Переломным моментом в жизни Бориса Пастернака стал случай, который произошёл с ним на праздник Преображения Господня 6 августа 1903 года, когда ему было 13 лет. В этот день он случайно упал с лошади и чудом остался жив. Пастернак сломал бедро, из-за чего всю жизнь хромал, но старался это скрывать. Вспоминая об этом случае, он писал, что, очнувшись в гипсе, «всё переживал и повторял ритмы галопа и падения — и впервые открыл для себя, что слова тоже могут подчиняться музыкальному ритму». Этот день Пастернак называл преображением: он проснулся поэтом и музыкантом.
Здесь, в Переделкине, в течение десяти лет, с 1945 по 1955 годы создается роман «Доктор Живаго». Пастернак рассылает текст романа по редакциям московских и ленинградских литературных журналов и получает отовсюду отказ. В конце мая 1956 года он передаёт «Доктора Живаго» итальянскому издателю-коммунисту Джанджакомо Фельтринелли. В ноябре 1957 года роман выходит в Милане на итальянском языке. 3 октября 1958 года Пастернаку присудили Нобелевскую премию «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Реакцией правительства на Нобелевскую премию стало исключение Бориса Пастернака из Союза писателей СССР. «Не читал, но осуждаю!» — под таким названием вошла в историю кампания, направленная против антисоветского романа «Доктор Живаго». Пастернак вынужден был отказаться от премии. 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался дома в окружении родных. В Советском Союзе «Доктор Живаго» впервые был напечатан лишь в 1988 году в 1–4-м номерах журнала «Новый мир». В 1989г. сын поэта, Евгений Борисович Пастернак, получил в Стокгольме Нобелевскую медаль Бориса Пастернака.
Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.
Благодаря литературному вечеру «Души начинают видеть» и экскурсии в дом-музей Б.Л. Пастернака мы приобрели знания о поэте, которые побудили к более детальному изучению творчества классика русской литературы.
От Бориса Пастернака мы направились в гости к Корнею Чуковскому, к дому на улице Серафимовича. Больше 30 лет прожил здесь писатель, настоящее имя которого Николай Васильевич Корнейчуков. Музей создан благодаря усилиям дочери писателя Лидии Чуковской. Уже у входа на участок нас встретил необычный экспонат – дерево, увешанное ботинками, оно как будто вышло из стихотворения Чуковского “Чудо-дерево”. Заходя в кабинет писателя, первое, что бросается в глаза – огромная библиотека, занимающая всё пространство вдоль двух стен. В кабинете висит необычная люстра, которая вызывает восторг у детей. Смастерила ее художница – поклонница Корнея Ивановича, на люстре изображены известные персонажи стихотворений Чуковского. Слушая экскурсовода, мы узнали, что оказывается любимые нами «Тараканище» и «Муху-Цокотуху» очень любят читать в Японии, откуда Чуковскому присылали много сувениров. Самая большая драгоценность в кабинете Чуковского – мантия доктора литературы Оксфордского университета. В 1962 году он получил Почетную степень доктора литературы за свою многолетнюю научную и просветительскую работу, прежде всего за труды по изучению поэзии и жизни Николая Некрасова. Работать Корней Иванович начинал рано, в 5 часов утра, в 12 часов он обедал и после обеда шел гулять. Аркадий Райкин в своих воспоминаниях пишет: «Чуковский был как бы частью переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам (а гулял он в любую погоду, даже в трескучий мороз), то походил на лешего, осматривающего свои владения». Любимыми его собеседниками были местные дети. Для них рядом с домом поэт открыл детскую библиотеку, которая продолжает работать и теперь. Также Чуковский организовывал костры, на которых дети пели песни, читали стихи, устраивали весёлые игры и прыгали через костёр. Вместе с детьми веселились и знаменитые взрослые: Агния Барто, Сергей Михалков, Рина Зеленая, Аркадий Райкин. Эта традиция поддерживается сотрудниками музея и в наше время. Музей самого детского из всех детских писателей Корнея Ивановича Чуковского понравился всем участникам поездки: детям и взрослым!

Совет женщин города Десногорска

Поездка в поселок Переделкино была организована «Советом женщин города Десногорска» в рамках проекта-победителя конкурса Фонда президентских грантов «Экспедиции по литературным местам».

от desna

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *